
Армения и Азербайджан обменялись артиллерийскими любезностями, за чем с любопытством наблюдал разведывательный дрон Соединенных Штатов. Политолог Станислав Тарасов рассказал, взорвется ли пороховая бочка Закавказья, а также объяснил, что Западу нужно в регионе.
Баку и Ереван обвинили друг друга в обстрелах. Миноброны Азербайджана заявило, что вечером 10 мая ВС Армении открыли огонь в направлении азербайджанских позиций. Один военнослужащий, сказано в заявлении, был ранен. Оборонное ведомство Армении поспешило выступить с опровержением, заявив, что это противник начал артиллерийский и минометный обстрел в шесть утра 11 мая. Отмечается, что огонь был направлен в сторону села Сотка.
«По состоянию на 08:00 с армянской стороны трое раненых. ВС Азербайджана открыли огонь по машине скорой помощи, в которой находился раненый военнослужащий», — говорится в сообщении минобороны Армении.
В Баку ответили, что Ереван ведет минометный огонь по армии Азербайджана на Зодском направлении.
«Распространенная информация армянской стороны о том, что якобы ВС Азербайджана открыли огонь по автомобилю скорой помощи, является ложью и носит характер дезинформации», — утверждают в пресс-службе азербайджанского минобороны.
Обмен ударами мог бы остаться не замеченным широкой аудиторией, если бы не одно «но». Telegram-канал «Рыбарь» 10 мая публиковал информацию о работе американского БЛА RQ-4B Global Hawk в юго-восточной части Черного моря.
«В то же время американский разведчик мог находиться в той зоне ещё с одной целью — отслеживание ситуации вокруг Армении. Судя по тенденциям, боевые действия в Арцахе могут возобновиться одновременно с наступлением ВСУ», — предположил автор поста.
Директор исследовательского центра «Ближний Восток — Кавказ», писатель, эксперт по Ближнему Востоку Станислав Тарасов в беседе с «ПолитЭкспертом» рассказал, что это все происходит на фоне активного дипломатического процесса, который осуществляется между Баку и Ереваном при западном посредничестве. Личная встреча президента Азербайджана Ильхама Алиева и премьер-министра Армении Никола Пашиняна должна состояться 14 мая в Бельгии. По словам политолога, анонсирован целый переговорный цикл, именуемый брюссельской платформой.
«На этом фоне обострения алогичны, потому что стороны после вашингтонского дипломатического марафона проявляют готовность к диалогу по заключению мирного договора. Складывается впечатление, что действует фактор третьей силы, которая недовольна переговорным процессом. А такие существуют и в Баку, и в Ереване», – отметил Тарасов.
Компромисс
По словам эксперта, в Армении существуют группы недовольных мирным соглашением, текст которого существует в проекте, но не опубликован, Пашинян сдает Карабах. По другую сторону некоторые азербайджанцы подозревают, что Алиев принимает концепцию особого статуса Карабаха, но в составе Азербайджана по варианту статуса Сан-Марино. Это тоже определенные силы не устраивает.
Стороны публично демонстрируют непримиримость позиционных моментов по тексту договора, касающихся статуса Карабаха, рассказал политолог.

«Но если это так, то переговорный процесс невозможен, но он идет, а это значит, что существуют закулисные договоренности компромиссного типа, которые стороны публично не оглашают. Такие подозрения создают ощущения у определенных сил, что Алиев сдает интересы Баку, а Пашинян – Еревана. Игра идет на обострение в пограничной зоне. Другого объяснения таким аномальным процессам нет», – считает Тарасов.
Запад хочет дестабилизации
Касательно курсирования беспилотника RQ-4B Global Hawk, эксперт сказал, что Запад действительно активизируется в регионе, в частности, цепляется за Карабах. США и союзники публично заявляют о якобы заинтересованности в достижении мира, но возникает вопрос выдавливания России.
По словам Тарасова, дело, в частности, заключается в реализации транспортного пути Север — Юг. Коридор обеспечивает выход к Персидскому заливу, к Индии и пересекается с пекинским проектом «Один пояс – один путь», в чем Запад не заинтересован.
«Кстати говоря, в этом контексте стоит рассматривать и события в Пакистане с Имраном Ханом, где идет дестабилизация. Этот процесс тоже связан с магистральными коммуникациями на китайском направлении. После срыва вашингтонского цикла Алиев и Пашинян развернулись к Москве и выразили готовность приехать, но в то же время ЕС организовывает встречу лидеров государств в Брюсселе. Запад вцепился и держит в тесных объятьях Баку и Ереван, хотят перехватить инициативу у Москвы, чтобы держать закавказские страны в таком состоянии», – считает политолог.

Эскалация на границах объективно способствует созданию хаоса, который выгоден западной стороне. По мнению Тарасова, оппоненты России пытаются навязать какую-то свою концепцию, которая только дестабилизирует обстановку в регионе.
«Игра идет по-крупному. Азербайджан одержал убедительную победу во время второй карабахской, но в дипломатии он просто проигрывает, потому что Армения является инициатором переговоров на западных площадках и водит за нос Баку», – заявил эксперт.
Громадный проект
Нормализация отношений с Грузией и обострение в Карабахе, протесты в Пакистане – это одна цепочка громадного большого проекта, убежден собеседник издания. Уже нельзя оценивать ситуацию, глядя с севера до Аракса, нужно воспринимать события с юга до Аракса, то есть глазами Ирана, Турции и других стран, так как они оказывают серьезное влияние на развитие закавказских процессов.
«Очень может случиться так, что какое-то из государств Закавказья может исчезнуть с географической карты... и к этому нужно относиться нормально. Ленинские-сталинские границы, которые достались бывшим советским республикам, могут быть развалены», – считает политолог.
По мнению Тарасова, закавказская пороховая бочка не рванет, так как стороны по разным причинам не готовы к третьей карабахской войне. Фитиль постепенно подносят. Но Армения, резюмировал собеседник ПЭ, не готова к новому конфликту. Азербайджанские вооруженные силы – напротив, локально сильны, однако имеется множество сдерживающих факторов.
Ранее политолог Тарасов раскусил замысел Пашиняна с приглашением в Армению миссии ОДКБ.