Введите текст для поиска
18+

Байден постарался: сбывается страшный сон Киссинджера о России и Китае

Байден постарался: сбывается страшный сон Киссинджера о России и Китае

Президент России Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин объявили о новой эпохе в международных отношениях, начав реализовывать самый страшный сон Запада. Концепция поменялась, приоритеты и акценты сменились — об этом в колонке на сайте «ПолитЭксперт» рассказал политолог, член экспертного клуба «Дигория» Александр Акимов.

Если кто не понял, сбылся самый страшный сон 99-летнего Генри Киссинджера, который он, будучи госсекретарем США, всеми силами пытался предотвратить. Две крупнейшие и ведущие мировые державы, стратегические партнеры всеобъемлющего сотрудничества, по словам нашего «дорогого друга» Си Цзиньпина, объединяют свои усилия в «поддержании многополярного ооноцентричного миропорядка, основанного на международном праве», а по факту — в своей общей борьбе со странами коллективного Запада.

В эти дни на наших глазах произошло фактическое оформление геополитической оси Москва–Пекин. Экономическая, демографическая и технологическая мощь Китая вкупе с его военно-морским флотом вполне органично сочетаются с крупнейшим в мире ядерным арсеналом России, ее ресурсным, геополитическим и военным потенциалом, территорией и многолетним опытом борьбы с санкционным давлением стран Запада.

Определенно, государственный визит Председателя КНР в нынешних международных условиях — это не просто придание нового импульса развитию двусторонних отношений, которые и так прочны «как скала», но и важный политический сигнал всему миру.

Жесты поддержки

Вспомним, что Международный уголовный суд выдал ордер на «арест» Путина. Но своим трехдневным визитом в Россию председатель Си дал понять, что МУС для него не играет никакой роли. Более того, он не просто посещает Путина и договаривается с ним, но и поддерживает его на предстоящих президентских выборах 2024 года, хотя сам Путин еще не решил, будет ли он баллотироваться или нет. Помимо этого, Си пригласил Путина, а заодно премьера Мишустина, посетить Китай уже в этом году.

Вообще, количество подписанных в Малахитовом фойе договоренностей и обсужденных Путиным и Си тем огромно. Экономика, логистика, транспорт, сфера высоких технологий, товарооборот, газопроводы «Сила Сибири» и «Сила Сибири — 2», сельское хозяйство, взаиморасчеты в национальных валютах, наука, космос, освоение мирного атома, военно-техническое сотрудничество, культура, спорт, сопряжение китайской инициативы «Один пояс — один путь» с проектом ЕврАзЭС, межправительственные механизмы взаимодействия, сотрудничество в международных организациях, китайский мирный план по Украине, который может быть взят за основу урегулирования, и вся украинская повестка в целом, – все это было затронуто за два дня российско-китайских переговоров.

Байден постарался: сбывается страшный сон Киссинджера о России и Китае

Две статьи Путина и Си Цзиньпина, многочасовые переговоры в узком и расширенном составах, а также тет-а-тет, отдельная встреча Си с Мишустиным, планы экономического сотрудничества и развития главных сфер сотрудничества России и Китая до 2030 года, совместное заявление Путина и Си об углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия в новую эпоху свидетельствуют о высочайшем уровне доверия в отношениях между нашими странами.

Китай подставил плечо

Китай, традиционно предпочитающий стоять над схватками, поддержал в этот раз Россию напрямую и пошел на небывалое сближение, обусловленное тем, что РФ является стратегическим тылом и буфером для КНР, а также пониманием того, что после решения «российской проблемы» США неизбежно начнут аналогичное давление на Поднебесную по всему периметру его границ и, прежде всего, вокруг Тайваня.

Вдобавок Си значительно укрепил свои властные позиции с осени 2022 года, добившись переизбрания на третий срок и существенного ослабления аппаратных позиций прозападного крыла КПК.

Россия ценит объективную, взвешенную, беспристрастную позицию Китая по украинскому кризису, осуждение Пекином военно-биологической деятельности США, его приверженность принципам единой, равной и неделимой безопасности, так же как и КНР ценит приверженность РФ принципу «одного Китая», ее позицию, заключающуюся в недопустимости формирования закрытых блоковых структур в АТР, введения торговых барьеров и односторонних санкций.

Ситуативный союз

Тем не менее нельзя забывать, что у России и Китая ситуативный союз без каких-либо союзнических обязательств, «без ведущих и ведомых». Пока мы не можем сказать, что Пекин с нами «в одной лодке». Он попутчик, партнер, но не союзник.

Действительно, состояние наших отношений сейчас на беспрецедентно высоком за всю историю уровне. Но это не значит, что мы союзники. Есть ось, некий альянс двух стратегических партнеров, объединенных сложившимися в мире и вокруг них обстоятельствами, имеющих общие позиции по целому ряду международных вопросов и понимающих значимость друг друга в сложившейся ситуации (поражение одного – неизбежное поражение другого).

Собственно, поэтому Китай и Россия – вместе. Мы оба – самые влиятельные и самые крупные державы сегодняшнего мира. И объединения наших усилий боятся все. Для того чтобы этого объединения двух партнеров не произошло, в предыдущие годы был задействован целый ряд экономических и информационных инструментов, включая запугивание «угрозой китайской экономической экспансии» и «страшилкой о российской военной агрессии».

Но не получилось. Политиков уровня Киссинджера в американском политическом бомонде, по всей видимости, не осталось, ведь США времен президентства Джозефа Байдена сделали все, чтобы Россия развернулась на Восток, а Китай – в сторону России. Итог все увидели сегодня — в Кремле. Сейчас мы нужны Китаю, а Китай нужен нам.

С Китаем мы еще будем стоять «спина к спине», но только на определенном этапе истории. Впереди – важнейшие события, которые определят облик будущего миропорядка. И Россия с Китаем сейчас идут одним фронтом к его определению, задействуя ключевые конкурентные преимущества друг друга.

Россия и Китай встали плечом к плечу в решающий момент истории. И очевидно, что мы находимся на правильной стороне истории!