Введите текст для поиска
18+

Аналитик Юшков дал прогноз, как России аукнется двойной потолок цен на нефтепродукты

Аналитик Юшков дал прогноз, как России аукнется двойной потолок цен на нефтепродукты

Страны «Большой семерки» намерены установить два потолка цен на российские нефтепродукты. Фактически Москву ждет вторая серия эпопеи от западных «вершителей судеб»: ранее инициаторы санкций уже ввели потолок цен на «черное золото» из России. Сможет ли страна выйти из ситуации победителем и на этот раз, предположил эксперт по энергетике Игорь Юшков.

Коалиция G7 «мутит» историю с российскими нефтепродуктами. Страны клуба стремятся установить в феврале один предельный уровень цен для продуктов, торгуемых с премией к нефти, а другой — для тех, что торгуются со скидкой. Об этом сообщило агентство Reuters со ссылкой на представителя «Большой семерки». Этот хитрый ребус попытался разгадать эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

«С нефтепродуктами все гораздо сложнее, чем в случае с нефтью. Россия экспортирует в основном мазут, дизельное топливо, газойл и довольно мало бензина. Это совершенно разные рынки и потребители, поэтому логично для всех вводить отдельные потолки цен для каждого вида нефтепродуктов. Под одну гребенку равнять все нельзя», — подчеркнул аналитик.

Кому везет

Собеседник «ПолитЭксперта» озвучил идею G7 ввести потолок цен для светлых нефтепродуктов, которые торгуются дороже, чем нефть, и, наоборот, для темных, то есть мазута, которые торгуются дешевле нефти. Но и внутри «черного» и «белого» есть градации, а потому и логичнее было бы задать для каждого нефтепродукта свою ценовую планку. Юшкова более волнует другой вопрос, связанный с поставками российской продукции.

«Для нас проблема заключается в том, что танкеров для перевозки нефтепродуктов в мире меньше. Что касается нефти, то здесь российские компании пытаются создать лояльный себе флот, который будет перевозить нефть без оглядки на цены. Танкеров в мире очень много, и теоретически собрать такой флот можно. А вот с нефтепродуктами дела обстроят сложнее: перевозчиков гораздо меньше», — продолжил энергоэксперт.
Аналитик Юшков дал прогноз, как России аукнется двойной потолок цен на нефтепродукты

Топливный вопрос

Если Россия делает маневр в пользу экспорта сырой нефти, тогда возникает дилемма: насколько можно уменьшить переработку, чтобы не пострадал внутренний рынок. Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Юшков привел элементарные экономические выкладки. К примеру, если завод рассчитан на 10-15 миллионов тонн переработки, а российской компании в условиях санкций приходится перерабатывать на нем два-три миллиона тонн, себестоимость каждой тонны неминуемо возрастает.

«Когда мы производим для внутреннего рынка примерно 30 миллионов тонн дизеля и 30 миллионов тонн бензина, при производстве образуется мазут. Если вдруг окажется, что нам девать его некуда, придется сокращать переработку, и в России настанет дефицит топлива. Внутренний рынок тоже завязан под переработку на экспорт. Эти проблемы надо было заранее продумывать. Мы сможем увидеть результаты такой подготовки к санкционному давлению в марте, когда появится первая статистика», — отметил Юшков.

Уходим на Восток

Режиссеры антироссийских санкций безуспешно пытаются загнать Москву в угол. С 5 февраля вступают в силу сразу два типа ограничений: потолок цен на российские нефтепродукты и эмбарго на поставку нефтепродуктов в Европу морским транспортом. Однако Россия уже научилась выстраивать логистику поставок энергоресурсов и переориентировалась на Восток.

«Как и с нефтью, нам нужно тоже будет перестаиваться на азиатские рынки. Думаю, эффект будет примерно такой же. Россия частично сократила экспорт нефти, потому что необходимо время, чтобы найти клиентов на все объемы, и увеличила скидки, чтобы вытеснить конкурентов. Полагаю, в целом, если решить вопрос с перевозкой, мы сможем все пристроить на азиатских рынках», — резюмировал аналитик.

Львиная доля стран, поддержавшая установку предельной цены на поставки российской нефти через море, уже отказалась от сырья из России. Соответственно, от ответных мер Москвы пострадает только Токио, считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.