
Россия вновь выполняет миссию миротворца в Нагорном Карабахе. Президент Путин предложил своим коллегам из Армении и Азербайджана сесть за стол переговоров в Москве. Тем временем Вашингтон и Париж тянут одеяло на себя, пытаясь диктовать свои условия Баку и Еревану. Кто в этом процессе явно третий лишний, объяснили политологи Евгений Сатановский и Станислав Тарасов.
Президент Российской Федерации пригласил главу Азербайджана Ильхама Алиева и премьер-министра Армении Никола Пашиняна провести трехстороннюю встречу на территории России. Москва в очередной раз пытается спасти ситуацию, подтолкнув стороны конфликта к мирному решению по Нагорному Карабаху.

«Новые миротворцы»
Два года назад Владимиру Путину удалось погасить вновь вспыхнувший огонь затяжного противостояния длиною в 30 с лишним лет. Подписанное при посредничестве России соглашение помогло прекратить боевые действия и решить территориальные споры по Нагорному Карабаху.
Казалось бы, точка в этой истории поставлена. Однако в ночь на 13 сентября этого года,по странному «совпадению» незадолго до саммита стран ШОС, на армяно-азербайджанской границе опять началась стрельба. Соседи незамедлительно обвинили друг друга в эскалации напряженности. И тут же на политическую арену вышли новоявленные «миротворцы»: Вашингтон и Париж. Соединенные Штаты предложили направить в регион своих наблюдателей, а Франция в лице Макрона и вовсе обернулась кротким голубем мира.
Основатель и директор Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в беседе с «ПолитЭкспертом» отметил, что появление американо-французского дуэта в Закавказье, где затрагиваются интересы России, Ирана и Турции, вполне предсказуемо:
«Они не будут воевать, не будут ни за кого впрягаться, но почему бы не вмешаться в конфликт? Им облегчает ситуацию то, что у Соединенных Штатов в сегодняшней Армении есть собственный начальник. Пашинян гораздо более проамериканский, чем проармянский президент. Для этого его и ставили. Он не хочет Карабаха, но при этом вполне хорош, чтобы разводить какие-то спекуляции. Приедут ли при этом в Москву Алиев и Пашинян, я не знаю. На Алиева здесь как раз больше надежды, чем на Пашинина, потому что как государственный деятель Алиев на два порядка более серьезен».
По мнению Сатановского, президент Азербайджана в отличие от многих политиков в армянском руководстве не обостряет отношения с Россией. А вот кто по-настоящему вбивает клин в диалог сторон, так это французский лидер Эммануэль Макрон.

Проамериканский уклон Макрона
Президент Пятой республики поначалу со страстью революционера включился в миротворческий процесс по урегулированию затяжного конфликта. Однако надолго Макрона не хватило. Французский лидер внезапно обвинил Россию в использовании нагорнокарабахского конфликта якобы для дестабилизации Южного Кавказа. Реакция от президентов Путина и Алиева последовала весьма ожидаемая. Глава РФ счел некорректными и неприемлемыми заявления Макрона, заявив, что при возможности обсудит этот вопрос лично.
Какая муха укусила Макрона, растолковал историк, политолог, эксперт по проблемам стран Ближнего Востока и Кавказа Станислав Тарасов.
«Это загадочная интрига. Ведь именно под патронажем Макрона в Праге проходил трехсторонний саммит с участием Алиева, Пашиняна и Эрдогана. Франция активизировала свою посредническую миссию в отношениях между Азербайджаном и Арменией, более того, стояла за действиями президента Европейского совета Шарля Мишеля в его попытке подготовить мирный договор между Арменией и Азербайджаном. И в этой ситуации Макрон вдруг сорвался на такой антироссийский выпад и в конечном счете погубил миротворческую миссию Евросоюза», — рассуждает политолог.
По мнению Тарасова, Франция в этом геополитическом вопросе ведет далеко не самостоятельную игру. Закопошились американцы, и Париж вынужден подыгрывать партии «первой заокеанской скрипки». Правда, сейчас оркестр на западной площадке близок к провалу. Но свято место пусто не бывает, отмечает эксперт: после определенной паузы активизировался российский дипломатический плацдарм. И если Путин предлагает лидерам Армении и Азербайджана встречу, то коллективному Западу, очевидно, выгодна эскалация нагорнокарабахского конфликта.
«Они хотят создать очаг напряженности, второй фронт, чтобы отвлечь Россию на фоне боевых действий на Украине», — резюмирует историк.
Желание Соединенных Штатов использовать карабахский пожар в своих целях подтверждает хотя бы тот факт, что еще в сентябре спикер Палаты представителей американского конгресса Нэнси Пелоси от имени своего государства осудила Азербайджан за «нападение на границы Армении». Одиозный политик сразу же после обострения конфликта встретилась в Ереване с армянским премьером Николом Пашиняном и показательно заняла определенную сторону противостояния.
Читайте также: