
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что Россия выразила желание наладить сотрудничество по производству беспилотников «Байрактар», которые Анкара поставляет сейчас Украине. Тема, как ожидается, будет обсуждаться во время визита турецкого лидера в Сочи 5 августа. Что стоит за этими словами и каковы шансы на заключение сделки, оценил эксперт по Турции Иван Стародубцев.
Слова Эрдогана о желании России сотрудничать по БПЛА «Байрактар» привел турецкий телеканал CNN Türk. Сейчас эти беспилотники уничтожаются на Украине ВС РФ и армиями ЛДНР. Причем довольно успешно.
Как заметил эксперт по Турции Иван Стародубцев, сам факт упоминания об этом пока вовсе не значит, что Эрдоган выразил готовность к сотрудничеству с Россией по этому направлению. Здесь, что называется, и хочется и колется. С одной стороны, бонусов Турция может получить немало, отметил эксперт в своем Telegram-канале:
«Престиж? — Престиж. Деньги? — Деньги. Новый емкий рынок? — Безусловно. Открытие рынков в третьих странах? — Конечно. Утереть нос Ирану, который тоже на Россию прицелился в плане поставок БПЛА? — И это есть».
С другой стороны, продать России БПЛА — значит «плюнуть с разбегу в лицо» коллективному Западу и сильно подорвать отношения с Украиной, которую турки рассматривают как ценный актив. Неспроста технический директор Baykar Savunma, зять президента Сельчук Байрактар заявил, что Турция не станет поставлять «Байрактары» в Россию, поскольку поддерживает Украину.
Слова Эрдогана отчасти скрасили этот выпад накануне сочинской встречи. В конце концов, так приличные люди себя не ведут, заметил эксперт. Получается, что заявление Сельчука теперь нельзя поставить в упрек Анкаре. А дальше все будет зависеть от исхода переговоров.
Если Россия проигнорирует этот вопрос, нет проблем: Анкара показала, что была готова, но Москва сама отказалась. Но если все-таки пожелает купить? По мнению Стародубцева, у Турции есть миллион способов для отказа и лишь один шанс на заключение сделки.
Найти поводы, чтобы обрубить такую возможность, нетрудно. Например, озвучить непомерную цену или слишком долгие сроки поставок под предлогом высокой загруженности заказами. Или запросить по бартеру у России секретные технологии. Либо обставить условиями. Как вариант, чтобы турецкие БПЛА не летали в итоге над Украиной.
Но можно и согласиться на сделку. Правда, рисков много, а потому взамен Эрдоган наверняка будет просить что-то очень значимое. Вроде очередной операции в Сирии с какими-то бонусами.
«В общем, интересный кунштюк может получиться. Но первичный эффект уже достигнут: слова Сельчука Байрактара оказались в тени слов Реджепа Тайипа Эрдогана и не будут омрачать августовский саммит в Сочи. А в сочинских "садах" — возможно все. "Лидерская дипломатия" творит чудеса», — заметил эксперт.
Несколько дней назад Владимир Путин и Рейджеп Тайип Эрдоган встретились в Тегеране, где обсудили двусторонние отношения и урегулирование сирийского кризиса. По некоторым данным, в ходе поездки Россия интересовалась также иранскими беспилотниками.
Читайте также: