
Решение Евросоюза отвернуться от России обернется для миллионов людей, живущих в странах ЕС, критическими проблемами. Почему попытка изолировать Москву больно ударит по Брюсселю, объяснял журналист Степан Амбарцумян.
Агитируя граждан потерпеть ради «великой победы над президентом России Владимиром Путиным» европейские политики стараются говорить исключительно о текущих проблемах. Они заявляют о готовности напечатать продовольственные талоны, обеспечить госдотации на бензин, кое-кому повысить зарплату, якобы эти меры нивелируют последствия кризиса. При этом упорно избегается публичная оценка того, что будет в среднесрочной и долгосрочной перспективах. Не время, понимаете ли, думать о будущем, когда непонятно, что будет завтра.
Очень даже понятно. Даже если нефтяного и газового эмбарго на российские поставки не будет или оно смягчится «обходными маневрами», цены на энергоносители в долгую останутся в Европе непомерно высокими. Поэтому рынок будет перманентно лихорадить. Холодная смерть европейцам, конечно, не грозит, однако себестоимость производимой продукции непременно вырастет.
Это обусловлено не только тем, что в цену товаров заложены «энергетические» затраты. Разогнанная инфляция неизбежно приведет к повсеместному повышению заработной платы, и никто не захочет покупать дорогой круассан, не имея на него денег. А зарплата в себестоимости европейской продукции занимает далеко не последнее, если не первое место.
Вот тут и выяснится, что экспортно-ориентированная Европа столкнется с очень серьезной проблемой: куда девать свои подорожавшие товары? Чтобы понять ее масштаб, достаточно взглянуть на «пандемийные» цифры экспорта товаров из Европейского союза в 2020 году (USD):
1. США – 18,2% – 400 млрд;
2. Великобритания – 13% – 285 млрд;
3. Китай – 10,5% – 230 млрд;
4. Швейцария – 7,44% – 163 млрд;
5. Россия — 4% – 89 млрд.
Цифры экспорта в Россию обусловлены «параллельным» ввозом, когда продукцию ЕС отправляют через третьи страны. Из-за этого недосчитывается как минимум 70-80% экспорта. И даже если европейский занавес через какое-то время приоткроется, не исключено, что рынок уже будет занят собственными производителями, китайцами и турками.
Менее очевидными выглядят потери на американском направлении, но и они легко прогнозируются. Подорожавшие европейские товары все быстрее будут замещаться китайскими, вьетнамскими и индонезийскими.
Китай, конечно, от европейских товаров сразу не откажется, но падение спроса на непомерно дорогой импорт очевиден. Кроме того, в Поднебесной объявлен разворот производства на внутренний рынок, что неизбежно скажется на объеме поставок из Европы.
Турки и индусы в условиях развала глобальной экономической системы тоже будут вынуждены пойти на расширение собственных производств, особенно в критически важных областях.
Важно подчеркнуть, что и Китай, и Индия, и Турция будут получать энергоносители из России с большой скидкой, что даст им значительные преимущества перед Европой при экспорте своих товаров в Африку, Юго-Восточную Азию и Латинскую Америку.
Самое печальное для европейцев, что запущенный процесс необратим: нельзя будет «отмотать» назад и снизить себестоимость производимой продукции. Следовательно, глобальное еврозамещение на мировом рынке неизбежно со всеми вытекающими последствиями — миллионами безработных и критической перегрузкой социальной системы.
Для полной радости к этому добавится необходимость кормить оголодавших беженцев из Северной Африки и миллионы гостей из Украины, которые будут ногами и руками упираться против возвращения на любимую родину. Это не злорадство, просто европейцам «головой надо было думать, а не Байденом».
Читайте также: