
Внеочередные президентские выборы прошли в Туркменистане 12 марта после неожиданного заявления действующего главы государства Гурбангулы Бердымухамедова о сложении полномочий. Кто претендовал на его кресло и как итоги голосования отразятся на внешнеполитическом курсе республики, разбирался колумнист «ПолитЭксперта» Алексей Фомин.
Спустя 15 лет правления Туркменистаном 11 февраля 59 летний Бердымухамедов заявил о сложении с себя полномочий. Он оставит за собой только должность председателя Халк Маслахаты (верхней палаты парламента).
Выборы в Туркменистане довольно своеобразны, учитывая полную власть президента над всеми аспектами внутренней и внешней политики. Среди кандидатов на пост главы государства зарегистрированы девать человек: Сердар Бердымухамедов (сын президента), Агаджан Бекмурадов, Бабамурат Мередов, Какагелди Сариев, Бердимаммет Гурбанов, Максатмурат Овезгелдиев, Перхат Бегенджов, Максат Одешов и Хыдыр Нуннаев.
На выборах были представлены все три официально зарегистрированные партии Туркменистана. Сердар Бердымухамедов, Перхат Бегенджов и Максат Одешов представляют правящую Демократическую партию. Агаджан Бекмурадов выдвинут от Аграрной, а Бабамурат Мередов представляет Партию промышленников и предпринимателей. Остальные кандидаты беспартийные: оппозиционные силы в стране загнаны в очень глубокое подполье. Критики режима говорят, что и партии были созданы для создания видимости демократичности.
По информации ЦИК, в республике были открыты 2577 избирательных участков, в списках избирателей 3,43 млн человек. За ходом голосования следили более 2,5 тысячи национальных наблюдателей, а также миссия от СНГ и Организации тюркских государств. Итоговая явка составила 97,12%.

Безоговорочный фаворит на выборах — Сердар Бердымухамедов, и скорее всего победу одержит именно он. Сын президента уже имеет опыт дипломатической работы в МИДе, занимался вопросами промышленности, заседал в парламенте. В своей предвыборной программе он заявлял о намерении улучшить госуправление, повысить занятость населения, инвестировать в частное предпринимательство. Но эксперты не склонны верить, что предвыборные обещания воплотятся в жизнь.

ЧЕГО ЖДАТЬ РОССИИ?
Неожиданное решение бессменного лидера породило немало вопросов в экспертном обществе. Почему Бердымухамедов принял решение передать власть? Сохранит ли страна при новом руководстве внеблоковый статус? И куда качнется маятник ее внешней политики?
Сейчас Россия и Туркменистан считают друг друга стратегическим партнерами, что отражено в преамбуле соглашения о расширении сотрудничества в области энергетики и машиностроения 2009 года. Между странами действует 149 межгосударственных, межправительственных и межведомственных соглашений. Оба государства — члены ООН, СНГ и ОБСЕ. При этом с недавних пор Туркмения начала укреплять связи с США и Турцией. Например, в ноябре прошлого года присоединилась к Организации тюркских государств в статусе наблюдателя.
Что касается американцев, Туркменистан был ключевым игроком США проекте так называемого Транскаспийского газопровода в Каспийском бассейне для экспорта туркменского газа в Турцию, Грузию и Азербайджан. В мае 2007 года президент Бердымухамедов на переговорах с Россией и Казахстаном фактически возродил проект, отказавшись исключить вероятность строительства этого газопровода.

Глава Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович считает, что ротация власти обусловлена прежде всего сменой политических поколений. Старшему Бердымухамедову 65 лет. В своем выступлении об отставке он сделал акцент на том, что уже достиг «возраста пророка» и считает нужным дать дорогу Сердару. Кроме того, в 2021 году была информация о тяжелом заболевании президента. Вероятно, возраст и болезни заставили его задуматься о необходимости транзита власти, пока он способен помогать сыну.
Несмотря на сложную социально-экономическую ситуацию, политическая власть в стране остается монополией семьи и племенного клана президента. Поэтому говорить о борьбе за власть в ходе транзита ошибочно, полагает собеседник «ПолитЭксперта». Явной готовности оспаривать передачу власти Сердару Бердымухамедову, по его словам, никто не показывает. Участие других кандидатов — просто формальность.
«Пока нет признаков, что Туркменистан готовит серьезные изменения во внешней или внутренней политике. Сердар делал дипломатическую карьеру, служил в России и офисе ООН в Швейцарии, закончил Дипакадемию в Москве. Последние четыре года занимал хозяйственные посты в Туркменистане. Видно, что отец планомерно готовил его к передаче власти. Скорее всего, любые изменения в ближайшее время будут носить ограниченный характер. Впрочем, не исключена активизация отношений с Россией, с которой будущего президента связывает карьера», — подчеркнул Мендкович.
При этом некоторые эксперты полагают, что выборы могут стать шансом для возрождения немногочисленной оппозиции: еще неизвестно, как проявит себя новый лидер и насколько тверда в нем политическая решимость. Возможно, он изберет более дипломатичный путь ведения политики, чем отец.