18+

Продавшееся Западу «Эхо Москвы» убивает статус независимой журналистики в России

Продавшееся Западу «Эхо Москвы» убивает статус независимой журналистики в России
Фото: ФБА «Экономика сегодня» - Герман Парло
2426
0

Главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов не зря беспокоится о принятии закона, который разрешает признавать иностранными агентами физических лиц. О причастности радиостанции к западным деньгам ранее говорилось неоднократно. Депутат Госдумы Виталий Милонов считает, что сотрудники этого СМИ – сборище ненавистников России.

Вопрос о финансировании радиостанции «Эхо Москвы» стоит остро не первый десяток лет. Однако Венедиктов предпочитал не обращать внимания на обвинения, спокойно продолжая заниматься своей «просветительской» деятельностью.

Только когда законопроект о физических лицах-иноагентах замаячил на горизонте, главред «Эха» спохватился и возмутился. Тут же в Twitter появилась запись о том, что «ввозящих в страну деньги хотят назвать иноагентами, а вывозящие считаются патриотами». Замечание в большей мере популистское, чем справедливое.

Здесь важно понимать, что «статус иноагента» всего лишь требует создать в России юрлицо до 1 февраля 2020 года, чтобы платить налоги, и помечать свои сообщения подписью о наличии иностранного финансирования. Никаким ограничениям такие организации не подвергаются. Но это не мешает либералам устроить очередной скандал на ровном месте, видимо, понимая вероятность потери доверия собственной аудитории.

Продавшееся Западу «Эхо Москвы» убивает статус независимой журналистики в Росси

Источник: ФБА «Экономика сегодня» - Герман Парло

Исторически так сложилось

Любовь работников «Эха Москвы» к западным деньгам освещалась в СМИ довольно часто, хоть и не афишировалась самими журналистами радиостанции. Из относительно недавних примеров можно вспомнить гонорары от американского Совета управляющих по вопросам вещания (англ. Broadcasting Board of Governors, BBG), которые получал сотрудник «Эха» Матвей Ганапольский. Об этом в 2016 году писало издание Life.ru.

Выяснилось, что журналист получал от США деньги с 2010 года. До 2014-го было сделано 19 переводов общей суммой 12 800 долларов. Часть из них осуществилась с пометкой «на обеспечение написания, редактирования и вычитки материала для российского сайта» или «на профессиональную поддержку».

BBG сама по себе любит сотрудничать со СМИ, вещающими в России. Частью из них она даже управляет напрямую. Это относится к «Голосу Америки», «Радио Свобода», «Радио Свободная Азия». С этим связан еще один скандал, основанный на внутренних документах американского Конгресса.

Публицист Илья Ухов в мае раскрыл целый список российских СМИ, которые сотрудничают с западными изданиями, что отражено в отчетах BBG. Помимо «Эха Москвы», в перечне оказались РБК и «Дождь». Они поддерживали тесный контакт с «Голосом Америки». При этом официальные контракты отсутствуют, что может указывать на наличие мошеннических схем для легализации средств в обход налоговой системы.

В 2017 году телеканал «Россия 24» выпустил целый сюжет, который рассказывал о работе «Эха» с западными НКО. Суть сотрудничества сводилась к формированию либеральной позиции в преддверии выборов президента 2018 года. На эти цели радиостанция получила 3,25 млн рублей. Среди некоммерческих организаций называются французские «Репортеры без границ» и немецкий Фонд имени Роберта Боша.

Эхо убытков

В том же 2017 году Холдинг «Газпром-медиа», владеющий контрольным пакетом акций «Эха Москвы», ответил на обвинения в иностранном финансировании. Представители компании заметили, что контрактов и документов, подтверждающих эту информацию нет, а на деле СМИ ни от кого якобы не зависит.

В реальности все еще проще. Как тогда писал юрист Илья Ремесло, прибыль «Эхо» приносило только с 2011 по 2013 год. В остальное время радиостанция занимала у «Газпром-медиа» и пыталась заключить госконтракты. Какой в таком случае резон корпорации поддерживать заведомо убыточный проект, не ясно.

Сам главред всегда утверждал, что «Эхо Москвы» – прибыльный проект, приносящий доходы всем акционерам. Друг Венедиктова Сергей Пархоменко уверял, что «радиостанция содержит сама себя».

Продавшееся Западу «Эхо Москвы» убивает статус независимой журналистики в Росси

Источник: pxhere.com - CC0 Public Domain

Сборище ненавистников России

Журналист и телеведущий Владимир Соловьев в интервью «ПолитЭксперту» заявил, что получение Венедиктовым денег от Запада является общеизвестным фактом.

«Здесь это не категория мнения, а категория знания. Есть какие-то доказательства, что он получает финансирование. Венедиктов не самостоятельная фигура, и не ему полностью принадлежит радиостанция, есть главные акционеры», – рассказал радиоведущий.

С ним солидарен депутат Госдумы Виталий Милонов, который подчеркнул, что к «Эху Москвы» есть обоснованные претензии, касающиеся ненависти к России. Поэтому в случае доказательства связи с Западом необходимо признать радиостанцию иноагентом.

«Мне кажется, что они готовы совершенно бесплатно поливать ее помоями и без западных денег. Поскольку это сборище ненавистников России. Но если будут доказательства или хотя бы намеки на их западное финансирование, то необходимо взять под контроль и тщательно проводить расследование этих дел. Я не скрою, что многие боятся связываться с ними. Но если есть факты, то они должны ответить по закону», – заявил Милонов.

Он подчеркнул, что подобные СМИ попросту убивают статус независимой журналистики в России, доказывая своим поведением, что критикующие власть люди являются ангажированными и проплаченными Западом. Поэтому на сигналы необходимо реагировать жестко.

Продавшееся Западу «Эхо Москвы» убивает статус независимой журналистики в России

Источник фото: Невские Новости / Кадр из видео - Анна Карпова

Алексей Венедиктов за годы руководства радиостанцией превратил ее в рупор западной повестки по всем ключевым вопросам. Обещая нейтральную подачу и возможность высказаться «всем сторонам», он наводнил редакцию своего рода фриками, которые насаждают аудитории откровенно абсурдные идеи, не поддающиеся никакой критике. Клеймо «иноагент» могло бы больше прояснить сознание слушателей его радиостанции, чего сам Венедиктов, конечно, не хотел бы. Отсюда и растут корни его популистских истерик в Twitter.

Хотите больше новостей по теме? Кликайте и подписывайтесь на наше издание в Яндексе.

Автор: Алексей Атреянов

Комментарии
ПолитЭксперт