18+

В Петербурге обсудили, сможет ли российский кинематограф «утереть нос» Голливуду

В Петербурге обсудили, сможет ли российский кинематограф «утереть нос» Голливуду
Фото: ПолитЭксперт – Евгений Зайцев
298
0

Насколько глубок кризис российского кинематографа, чего хотят зрители и прокатчики, нужно ли государству регулировать эту нишу? «Экспертный клуб Петербурга» собрал известных актеров, режиссеров и кинокритиков, чтобы обсудить проблемы и перспективы отечественного кино.

В четверг президент России Владимир Путин посетил Всероссийский государственный институт кинематографии имени Герасимова (ВГИК), где встретился с выдающимися выпускниками вуза и обсудил с ними будущее отечественного кино.

На ту же тему накануне дискутировали участники «Экспертного клуба Петербурга». Актеры, режиссеры, мультипликаторы, кинокритики и преподаватели профильных вузов собрались в кинотеатре «Родина» и попытались разобраться, какие есть проблемы, нужно ли решать их с участием государства и можно ли говорить о кризисе российского кинематографа.

Из торговли в искусство

«Кризис – это еще мягко сказано», – открыл дискуссию актер театра и кино, режиссер Александр Строев.

В пример он привел киностудию «Ленфильм», руководитель которой, по словам Строева, «не читает сценарии» и не прислушивается к рекомендациям коллег. Актер напомнил, что раньше этот человек занимался торговлей, и задался вопросом: почему сейчас такие люди в искусстве?

«Они не снимают ничего. Раз в пять лет выпускают фильм на двух актеров, желательно в одном помещении или лучше на природе, чтобы помещение не арендовать. Никому ничего не надо и не интересно», – рассказал он. 

В Петербурге обсудили, сможет ли российский кинематограф «утереть нос Голливуду»

Фото: ПолитЭксперт – Евгений Зайцев 

Подобная ситуация, по словам Строева, не только в «Ленфильме». Например, во время съемок одного фильма в Москве продюсеры полтора месяца обсуждали, должна ли дребезжать в кадре телефонная трубка.

«Как только началось так называемое продюсерское кино, искусство умерло», – заключил актер. 

Оружие или товар?

Режиссер и кинокритик Иван Диденко выразил мнение, что кризис кино наблюдается во всем мире, но в России это заметно лучше всего. Причину он видит в утрате идеологии: кино перестало быть оружием, а стало товаром.

«У нас хорошо делают только то, что способно уничтожить врага. Сегодня государством кино не рассматривается как идеологическое оружие, как раньше. Поэтому никто ничего не требует, не ставит высоких планок и ни с кого не спрашивает», – считает критик.

В Петербурге обсудили, сможет ли российский кинематограф «утереть нос Голливуду»

Фото: ПолитЭксперт – Евгений Зайцев 

При этом воплощение многих хороших идей сталкивается с проблемой финансирования: авторы понимают, что этот продукт никто не купит, и выбирают то, что можно продать. В итоге Россия, по его словам, находится в ситуации «творческого голода, который можно и нужно удовлетворять».

Ждать ли денег от государства?

На вопрос, нужна ли господдержка кино, режиссер-документалист Иван Бортников рассказал, как его другу Владу Куракину дали грант в миллион рублей на фильм «Противостояние» про обманутых дольщиков.

«Целый миллион – отлично! Но по факту оказалось, что это не миллион, а всего 600 тысяч, потому что 400 тысяч уже где-то осели. Потом оказалось, что для съемок кино нужны камеры. Несмотря на то, что у Влада и всей группы камеры были, их заставили взять в аренду другие – у какой-то аффилированной фирмы. Причем за эти деньги их можно было не арендовать, а купить», – отметил режиссер.

В кризисе отечественного кино виноваты функционеры, которые «пилят» деньги, заключил Бортников, предложив тем, кто никогда не сталкивался с подобным, кинуть в него камень.

В Петербурге обсудили, сможет ли российский кинематограф «утереть нос Голливуду»

Фото: ПолитЭксперт – Евгений Зайцев 

Хорошее кино – для избранных?

Доцент кафедры драматургии и киноведения СПбГИКиТ, кинокритик Алексей Гусев рассказал, что, судя по международным фестивалям, «сложное» кино по-прежнему востребовано.

«Зритель пойдет в кино на сложный фильм, но только если у него есть ощущение, что после просмотра этого фильма он сам станет лучше или сможет что-то изменить к лучшему», – считает критик.

В России же, по его мнению, зрители предпочитают развлекательное кино, «и чем тупее, тем лучше».

Художник-аниматор Юлиана Чмелева видит проблему в другом: многие люди попросту не знают, где найти информацию о хороших фильмах. На афишах их почти нет, а к фестивалям у большинства зрителей нет доступа.

В пример она привела мультфильмы художника Александра Петрова, о которых россияне узнали только после того, как его работа «Старик и море» удостоилась «Оскара». Гениальных работ у мультипликатора много, но средств и возможностей, чтобы рассказать о себе, не было.

В Петербурге обсудили, сможет ли российский кинематограф «утереть нос Голливуду»

Фото: ПолитЭксперт – Евгений Зайцев 

Бузова – «клиника», но Дудь всех сделает

Телевизионщик Кирилл Дмитриев считает, что в техническом плане у кинематографа никакого кризиса нет – наоборот, наступил золотой период, когда технологии позволяют воплощать любые идеи. Но все изменил интернет: ролики в YouTube, снятые на фоне синей тряпки, собирают больше, чем фильмы, в которые вложено много сил и средств.

Большое кино превратилось к «прелюдию к вечеру» – его смотрят дома за ужином, где можно поставить на паузу, заметил и художник-раскадровщик Илья Руднев.

Актер Яков Шамшин заметил, что в кинематограф пришло много непрофессионалов – «без профильного образования, без навыков и способностей», и «при этом они принимают решения».

«Так откуда же возьмется хорошее кино?» – спросил он.

В Петербурге обсудили, сможет ли российский кинематограф «утереть нос Голливуду»

Фото: ПолитЭксперт – Евгений Зайцев 

Доцент кафедры режиссуры СПбГИКиТ Николай Котяш уверен, что проблему нужно решать комплексно. В том числе на уровне образования, вовремя отыскивая и продвигая «теневых гениев».

Профессор Санкт-Петербургского госуниверситета телекоммуникаций имени Бонч-Бруевича доктор философских наук Вячеслав Корнев, отбиравший фильмы для многих фестивалей, рассказал, что в коротком кино «все шикарно», а вот полный метр – «30 лет похорон». Профессор видит проблему в разрушении «корневой системы», где не осталось учителей-мастеров.

К тому же кино отражает кризис общества. Наличие у таких персонажей, как Ольга Бузова, 16 миллионов подписчиков в Instagram профессор назвал «клиникой».

Намекая на то, что еще не все потеряно, из зала кто-то крикнул: «Дудь всех сделает!»

В Петербурге обсудили, сможет ли российский кинематограф «утереть нос Голливуду»

Фото: ПолитЭксперт – Евгений Зайцев 

Все захватили «агенты Запада»

Вопрос, нужно ли задерживать выход зарубежных премьер ради российских новинок, сначала вызвал смешки в зале. Но проблему многие видят в монополизации кинопроката. По подсчетам участников дискуссии, если в США сегодня 35 тысяч кинотеатров, то в России – всего около трех тысяч, и почти все это – сетевые «агенты Голливуда», диктующие зрителям свой выбор.

Некоторые высказались за введение фиксированного процента российских фильмов в прокате. Тогда не придется кого-то двигать, вызывая насмешки и возмущение в обществе. Только поддерживать при этом надо не «товарные» фильмы, а действительно стоящие.

В Петербурге обсудили, сможет ли российский кинематограф «утереть нос Голливуду»

Фото: ПолитЭксперт – Евгений Зайцев 

Утереть нос Голливуду

Специалист по репертуару кинотеатра «Родина» Алексей Недвига уверен – российский зритель устал от ширпотреба. Он привел статистику по сборам «Родины» за январь-октябрь этого года и отметил, что еще 5-7 лет назад российские фильмы выходили раз в месяц или даже в квартал, а сейчас – еженедельно. За десять месяцев в кинотеатре было показано 40 отечественных картин – примерно по четыре в месяц. И люди на них ходят.

Причем развлекательные типа последних «Елок» или «Полицейского с рублевки» за 2-3 недели собирали всего по 100 тысяч, а советская классика, такая, как «Асса», – полмиллиона. Неплохо «выстрелил» и новый «Т-34» – люди, знающие, что такое война, его оценили. Но дольше всего продержался «Географ глобус пропил» – он шел в «Родине» почти год и собрал больше 2 млн.

«Это значит, что зритель тянется к хорошему, серьезному кино», – отметил Недвига.

В Петербурге обсудили, сможет ли российский кинематограф «утереть нос Голливуду»

Фото: ПолитЭксперт – Евгений Зайцев 

Никакого кризиса, по его мнению, нет. Разве что дистрибьюторы «руки выкручивают». Но с этим просто «нужно научиться работать».

«Мы можем утереть нос Голливуду. Нужно просто постараться всем вместе и продвигать отечественное кино. Чтобы количество перешло в качество».

Ранее в «Экспертном клубе Петербурга» обсуждали будущее ленинградского рока. Участники встречи сошлись на том, что известный бренд пора «наполнять новыми смыслами».

Хотите больше новостей по теме? Кликайте и подписывайтесь на наше издание в Яндексе.


Комментарии
ПолитЭксперт